11 Dec, 2018
Анализ воспитательной работы в 2009-2010 учебном году

Анализ воспитательной работы в 2009-2010 учебном году

 

Анализ воспитательной работы

МОУ СОШ №9 в 2009-2010 учебном  году.

   Воспитательная работа МОУ СОШ №9 велась в соответствии  с  «Программой ВР МОУ СОШ №9 на 2007-2010 учебные годы», планированием воспитательной работы на 2009-2010 учебный год.

 

Анализ ВР проводится по разделам № II-IX данной программы:

II. Тема, цели воспитательной работы;

III. Задачи, направления воспитательной деятельности;

IV. Формы и принципы реализации программы;

V. Работа с педагогическими кадрами;

VI. Работа с детским коллективом;

VII. Работа с родителями;

VIII. Работа по эксперименту;

IX. Диагностика.

Тема, цели ВР на 2007-2010 учебные годы

        Тема: «Духовно – нравственное развитие и этнокультурное образование школьников в условиях адаптивной школы».

Цель: повысить уровень духовно – нравственного развития и этнокультурной грамотности учащихся в условиях адаптивной школы.

Тема ВР на 2009-2010 учебный год:

«Тихая моя родина»

Акцент в работе делался на патриотическое   воспитание, в канун 300-летия М.В. Ломоносова, 65-летия Победы в Великой Отечественной войне.

 

Приоритетные направления ВР в 2009-2010 учебном году

  • Патриотическое воспитание – неотъемлемая часть духовно-нравственного воспитания детей.

«Уже в самом замысле воспитать счастливого человека, любящего свою семью, близких, страну, свой родной край, своё профессиональное дело, заложена идея патриотического воспитания, неотделимого от общих целей воспитания и образования».    Ю.Азаров, доктор педагогических наук. Председатель Комитета содействия возрождению России.

  • Этнокультурное воспитание (активизация работы по краеведению).
  • Гражданское воспитание  (активизация работы по созданию Детской общественной организации г. Архангельска)

Решались основные задачи ВР:

  • Создание условий  и предоставление реальных возможностей для самоутверждения ребенка.
  • Воспитание детей на основе духовно-нравственных и этнокультурных ценностей.

Социально-психологические задачи, стоящие перед классными руководителями, педагогами дополнительного образования, педагогом-организатором:

  • Формировать в школе эмоциональное поле взаимоотношений, обеспечивающих уважение к личности ребенка на уровнях:

-         «учитель-ученик»

-         «ученик-ученик»

-         «учитель-учитель»

-         «учитель-родитель»

-         «родитель-родитель»

 

Формы и принципы реализации программы:

·        ценностно-ориентированная деятельность;

·        общественная деятельность;

·        познавательная деятельность;

·        художественная деятельность;

·        трудовая деятельность;

·        спортивно-оздоровительная деятельность;

 

Основные формы реализации программы:

·        работа с органами самоуправления;

·        КТД, конкурсы, акции;

·        Работа творческих объединений, секций;

·        Работа Центров (в рамках эксперимента).

Принципы реализации программы:

·        Принцип личностно-ориентированного подхода;

·        Принцип деятельностного подхода;

·        Принцип диалогизации и демократизации отношений.

Формы и принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.

 

Работа с педагогическими кадрами.

Согласно плану (см. прил. №1-1 Программы ВР) проведены тематические совещания классных руководителей:

Сентябрь – Приоритетные задачи воспитательной деятельности школы на 2008 – 2009 учебный год.

Декабрь – Формы и методы работы педагогов по патриотическому воспитанию.

Февраль – Роль учителя и родителей в развитии чувства успешности у детей.

Апрель – Воспитание в детях чувства ответственности.

Май – Плюсы и минусы ВР в классах. Обмен опытом.

В течение учебного года проведено 10 совещаний при заместителе директора по ВР согласно плану. Основные вопросы, рассматриваемые на совещаниях:

1. Организация работы творческих объединений, секций и факультативов

(сентябрь, январь, май).

2. Работа педагогов по охране здоровья детей.

Состояние здоровья детей, по информации медработника Кузнецовой З.Н., следующее:

Из 391 ребёнка к основной группе отнесено 273 ребёнка, к подготовительной – 110 детей. По сравнению с 2008 годом:

ü уменьшилось число детей с 1 группой здоровья на 1,7%, показатели физического развития и физкультурные группы – на прежнем уровне.

ü Наблюдается увеличение детей с понижением зрения у учащихся на 3,5 %

ü Наблюдается уменьшение  количества детей с понижением слуха на 1%

ü Наблюдается уменьшение  количества детей со сколиозом на 4,8%

Проведен осмотр учащихся 1 и 5 классов по вопросам адаптации.

В классах и ГПД систематически проводились беседы о здоровом образе жизни, влиянии вредных привычек на здоровье, в 1 четверти были организованы встречи с ветеранами спорта в 3-9 классах. В 1-4 классах проводилась зарядка перед уроками, в 1-5 классах физкультминутки. На совещаниях классных руководителей обсуждался вопрос о правильной организации уроков.

 

Работа по предотвращению травматизма детей, безопасность образовательного процесса

 В течение года проводились систематические беседы, инструктажи по ТБ. Зафиксированы травмы:

4а – Соколов Артём (27.01.10.)

ГПД 4Б класса – Гусейнов Самма (15.03.10)

Основные формы работы с учащимися:

  1. Классные часы;
  2. Беседы, инструктажи по ТБ перед каникулами, при организации походов, экскурсий, массовых мероприятий;
  3. Индивидуальные беседы;
  4. Общешкольные мероприятия (Игра по станциям к 23 февраля, День здоровья – 2 раза, Брейн-ринг во 2-4 классах, викторина по ОБЖ в 5-7 классах)
  5. Проведено 2 учебные эвакуации (сентябрь и апрель)
  6. Пожарно-профилактическая работа. В течение года проведено в каждом классе от 8 до 10 бесед на данную тему, 4 внеплановых инструктажа. Учащиеся приняли участие в 2 городских конкурсах по данной тематике. Отряд ДЮП, образованный на базе 6А класса, провел в начальных классах 2 выступления агитбригады. Организовано 4 экскурсии в ПЧ.
  7. С января 2010 года в школе функционирует ТО «Юный пожарный-спасатель», созданный при поддержке МЧС Архангельской области.
  8. Учащиеся 3-7 классов посещали учебный класс и пожарную выставку согласно плану  Департамента, принимали участие в открытом занятии в учебном классе Пожарной выставки.

Работа по профилактике ДТП, нарушений ПДД

  • Работа по изучению ПДД велась согласно тематическим планам в 1-11 классах. Класс ГИБДД посещён учащимися начальной школы 6 раз; проведена 3 беседы сотрудниками ГИБДД.

По данным ГИБДД, в 2009-2010 учебном году зафиксировано нарушений ПДД (распределение по классам):

Отсутствуют нарушители ПДД:

1А – Ивановская Э.И.

1В – Новокшонова Е.В.

2Б – Буланова Т.С., Зимина В.В.

3А – Поташова З.Е.

3Б – Пирогова Л.М.

11А – Токарева М.А.

Единичные нарушения ПДД:

1Б – Сысойкова Н.И.

2А – Чендей С.Г.

4А – Зимина В.В.

4Б –Акишина Е.В.

7А –Перешнева О.И.

5А – Титова И.А.

Несколько нарушений ПДД:

5Б – Старкова В.А. ( 3 нарушения)

6А – Галашева И.М. ( 4 нарушения)

9А – Грудкова О.А. (4 нарушения)

Большое количество нарушений ПДД:

6Б – Кузнецова Л.Л (11 нарушений)

7Б – Зарецкая Е.Г. (8 нарушений)

8А – Харитонова Т.Ф. (8 нарушений)

9Б – Васильева Л.В. (6 нарушений)

Зафиксировано 2 ДТТ с участием детей с учащимися классов:

Организованы работа отряда ЮИД, участие в городских конкурсах:

·         Конкурс рисунков;

·         Слёт городских отрядов ЮИД «Союз ЮИД-ГИБДД предупреждает ДТП»

·         Иованович Снежана заняла 3 место в личном первенстве на знание ПДД.

·         Городской конкурс агитплакатов «Водитель, мы обращаемся к вам…»

Проведена тематическая проверка по теме: « Система работы классных руководителей с учащимися по изучению и соблюдению правил поведения на дорогах» (приказ № 327 от 03.11.2009.)

Проведено 3 тестирования учащихся на знание ПДД (ноябрь, февраль, апрель). Классными руководителями всех классов добросовестно велась документация по ПДД:

·        Инструктажи по ПДД при выходах на экскурсии, в поход.

·        Теоретические занятия по изучению ПДД, практические занятия по закреплению полученных знаний, индивидуальные беседы.

Рекомендации:

1.     Усилить контроль со стороны администрации в 2010-2011 учебном году за работой классных руководителей:

                          6Б – Кузнецова Л.Л.

7Б – Зарецкая Е.Г.

8А – Харитонова Т.Ф.

9Б – Васильева Л.В.

2.     Активизировать сотрудничество с классом ГИБДД и сотрудниками ГИБДД.

3.     Отметить хорошую работу отряда ЮИД (Зимина В.В), отряда ДЮП (Чечулин В.В.), отряда МЧС (Харитонова Т.Ф., Путрина А.Е.)

4.     Работу по профилактике ДТП, нарушений ПДД, пожарно-профилактической работе, обеспечению безопасности образовательного процесса в 2009-2010 учебном году считать удовлетворительной.

 

3. Сотрудничество МОУ с культурными центрами города, организациями,                 занимающимися работой с детьми

·        Заключено 6 договоров с организациями о совместной деятельности;

·        Активное сотрудничество ведётся с Музейным объединением «Художественная культура Русского Севера». В течение года организовано на льготной основе 46 экскурсий для учащихся 1-11 классов.

·        Активное сотрудничество с КДН, ПДН, ОСР Ломоносовского района.

 

4. Работа по профилактике правонарушений и безнадзорности

Систематически работал Совет профилактики. В течение года проведено 33 заседания. На 7 из них присутствовали сотрудники ПДН Ломоносовского района. Основные темы заседаний:

·        Посещаемость и поведение учащихся группы риска.

·        Нарушение правил поведения в школе учащимися.

·        Профилактические беседы, разъяснение прав и обязанностей несовершеннолетних.

·        Выполнение родителями обязанностей по воспитанию детей.

Совет Профилактики, администрация школы, социальный педагог в течение года добросовестно выполняли работу по профилактике безнадзорности и правонарушений.

 

5. Работа Групп продлённого дня

Основные задачи:

ü Организация пребывания учащихся в ОУ при отсутствии условий для своевременной организации самоподготовки дома из-за занятости родителей.

ü Создание благоприятных условий для организации развития творческих способностей детей.

ü Организация пребывания учащихся в ОУ для активного участия их во внеклассной работе.

ü Создание обязательных ГПД в коррекционных  классах 5 вида.

В 2009-2010 году создано 6 ГПД:

ü в коррекционных 1-4 классах – 5 ГПД,

ü в общеобразовательных 1-2 классах – 1 ГПД.

Основные вопросы, рассматриваемые на совещаниях:

·        Режим работы ГПД (приказ № 348 от 27.11.2009)

·        Посещаемость ГПД.

·        Питание в ГПД.

·        Работа по охране здоровья детей

(справка от 09.02.2010.)

В 2009-2010 учебном году педагоги приняли участие в мероприятиях различного уровня:

мероприятие

участник

Исследование по теме конкурса «Участие архангелогородцев в освобождении заполярья от фашистских войск».

Кузнецова Л.Л.

Благодарность за подготовку учащихся

Городской конкурс «Доблесть воина в рисунках» в рамках фестиваля «День Победы»

Чендей С.Г.

Ивановская Э.И.

Благодарность за подготовку учащихся

Городской фестиваль «Экомарафон».

Конкурс методических материалов экологической направленности «Хочу знать мир, в котором я живу»

Пирогова Л.М.

Сысойкова Н.И.

Сертификат участников.

4 Городские чтения «Свет Руси»

 

4 Пасхальный фестиваль «Светлая весна»

 

В конце учебного года классные руководители провели самоанализ ВР в классе. Из 19 классных руководителей 8 оценили свою работу хорошо (ср. в 2008-2009 году – 13), 4 — удовлетворительно, 7 —  не дали оценку своей работе. Отчёты о работе были сданы всеми классными руководителями.

Работа педагога – организатора оценивается удовлетворительно. Заместитель директора в течение года посещал классные часы, которые проводились на хорошем уровне:

в 1А, 2А,  4А ,5А, 6А, 11А классах прослеживается чёткая связь между темами классных часов.

В течение года 2 раза проверялись планы ВР классных руководителей. Итоги проводились на административных советах, в справках ЗВР. Контроль за воспитательным процессом осуществлялся согласно приложению №2 программы ВР на 2009-2010 учебный год.

В 2009-2010 учебном году на базе ОУ работало 26 творческих объединений, организована секция самбо.

В городских конкурсах приняли участие ТО:

«Патриот», руководитель – Харитонова Т.Ф.

«Хор», руководитель – Токарева М.А.

«Пресс-центр», руководитель – Корепанова В.Н.

«Юный пожарный-спасатель», руководитель – Путрина А.Е.

«Летописец». Руководитель – Галашева И.М.

«Отечество», руководитель – Кузнецова Л.Л.

Методическая  работа классных руководителей, руководителей ТО и педагога-организатора в 21008-2009 учебном году в общем оценивается хорошо.

 

Работа с детским коллективом

В 2009-2010 учебном году работа велась согласно плану проведения общешкольных мероприятий. На высоком уровне прошли мероприятия:

I четверть

  1. «Праздник дружбы» (1-8 классы)
  2. Посвящения: в старшеклассники (отв. 11А, Токарева М.А.), в пятиклассники –  (отв. 8А  Харитонова Т.Ф..), в первоклассники (1А –Ивановская Э.И., 1Б –Сысойкова Н.И., 1В – Новокшонова Е.В., отв. 5А – Титова И.А., отв. 5Б – Старкова В.А.)

II четверть

  1. Знамя Победы. Городское мероприятие.
  2. 4  Городские Чтения «Свет Руси» (Т.В. Зайцева),
  3. Новогодние праздники, (кл. руководители 1-11 кл., 11А –Токарева М.А., педагог-организатор Селезенева А.А.);

III четверть

  1. Соревнования мальчиков (отв. Старкова В.А., О.И. Перешнева);
  2. День здоровья (эстафета на улице) (отв.Старкова В.А., Селезенева А.А.)
  3. «Вперёд, мальчишки!» (к 23 февраля) (отв. Старкова В.А.)

IV четверть

  1. Мисс школы ( отв. 7А,Перешнева О.И.)
  2. Пасхальный фестиваль «Светлая весна» (Зайцева Т.В.)
  3. Месячник, посвящённый 65-летию Победы (активны все классы)
  4. Концерт «Песни Победы» (М.А. Токарева).
  5. День дублёра ( отв.педагог-организатор Селезенева А.А.)
  6. День памяти М. Рванина; (отв. Галашева И.М.)
  7. Последний звонок 11 класса ( Токарева М.А.)

На высоком уровне прошли тематические недели математики, русского языка, технологии, соревнования по волейболу.

Участие классов в конкурсах различного уровня ( выше общешкольного)

            Учащиеся школы принимали активное участие в конкурсах различного уровня. В 2009-2010 учебном году наблюдается рост активности школьников в участии в конкурсах различного уровня: В 2007-2010 учебном году школа приняла участие в 35 конкурсах, в 2008-2009 учебном году – в 42, в этом учебном году – в 48.

Победители конкурсов:

ü Смотр-конкурс информационных стендов дружин и отрядов Детской организации г. Архангельска – 4А и 8А классы – 1 место.

ü Областная творческая олимпиада «И Север в сказках процвета», посв. С.Писахову – призёр.

ü Городской смотр отрядов ЮИД – Иованович Снежана, 4А класс, — 3 место в личном первенстве на знания ПДД.

ü Городская заочная викторина по краеведению «Край, хранимый Архангелом» — Пархомович Ирина. 11А класс, — 1 место.

ü  Конкурс семейных работ «За веркольской околицей» в рамках городского фестиваля им. Ф.А. Абрамова – Зорина Маргарита, 7Б класс.

ü Военно-спортивная игра «Зарница-2010» — 8А класс: Пожарная эстафета– 2 место. Яранцев Алексей – 2 место в личном первенстве по стрельбе. 4 место в окружном этапе. Конкурс «Медико-санитарная подготовка» — 3 место.

ü Конкурс сочинений среди учащихся ОУ Ломоносовского округа на тему: «Вклад северян в Великую Победу» — Коновалова Анастасия, 9Б, – 2 место, Ситникова Валентина, 9А, – 3 место, Пикулёв Антон, 3Б, – специальный приз.

ü Игра «Россия. Молодость. Отвага».- 8А класс -2 место.

Вместе с тем отмечается, что цифры выросли благодаря нескольким классам, которые были очень активны.

 

Диагностика участия классов в конкурсах различного уровня представлена в таблице:

 

1А    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11А

2

0

0

4

2

1

4

5

0

0

3

3

3

3

5

16

4

5

6

 

Таким образом, самый активный класс при оценке участия в конкурсах различного уровня – 8А, классный руководитель — Харитонова Т.Ф.

Пассивные классы :

1Б, классный руководитель – Сысойкова Н.И. (отмечается 2 год)

1В, классный руководитель – Новокшонова Е.В.

4Б, классный руководитель – Акишина Е.В.

5А, классный руководитель – Титова И.А.

Участие классов в общешкольных мероприятиях.

   В течение всего учебного года проводились два школьных конкурса: «Классная жизнь в классной школе» (Соревнования классов по участию в школьных делах) и «Вместе весело шагать» (Учет посещения культурных центров города, поездок, походов). Результаты конкурсов отражены в таблицах.

Конкурс «Классная жизнь в классной школе»

 

1А    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11А

 

класс

54

9

23

93

50

55

54

105

47

44

29

86

55

66

65

96

26

82

52

баллы

 

 

 

2

 

3

3

1

 

 

 

2

 

 

 

1

 

3

 

Место в групп-пе

 

 

 

3

 

 

 

1

 

 

 

4

 

 

 

2

 

5

 

Место в школе

 

 Таким образом, высокая активность в общешкольных делах в следующих классах: 4А Зимина В.В. ( второй год)

8А Харитонова Т.Ф. (второй год)

6А Галашева И.М. (второй год)

8Б Васильева Л.В. (второй год)

Хорошая активность в классах:

2А – Чендей С.Г.

3Б – Поташова З.Е.

3Б – Пирогова Л.М.

Конкурс «Вместе весело шагать»

 

1А    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11А

 

класс

8

6

12

9

7

30

13

9

9

13

8

21

16

14

10

18

7

13

2

баллы

 

 

3

 

 

1

2

 

 

 

 

1

3

 

 

3

 

 

 

Место в групп-пе

 

 

5

 

 

2

4

 

 

 

 

1

 

 

 

3

 

 

 

Место в школе

 

В воспитательной работе следующие классные руководители уделяют особое внимание  посещению культурных центров, организацию оздоровительных и познавательных поездок, походов:

6А Галашева И.М. (2 год)

3А Поташова З.Е. ( 2 год)

8А Харитонова Т.Ф. (2 год)

6Б Кузнецова Л.Л. (2 год)

3Б Пирогова Л.М.

1В Новокшонова Е.В.

По сравнению с прошлым годом, возросло количество организованных выходов с детьми в среднем звене, несколько снизилось с младших классах.

В анализах ВР за  2007-2008, 2008-2009 учебные годы отмечалась хорошая работа классных руководителей: Зиминой В.В., Харитоновой Т.Ф., Галашевой И.М., которые и в этом учебном году получили отличную оценку своей работе.

Два года отмечается хорошая работа Васильевой Л.В., Поташовой З.Е., Кузнецовой Л.Л., Чендей С.Г, Ивановской Э.И. Таким образом, перечисленные классные руководители на протяжении нескольких лет отмечаются как лучшие в школе.

В этом учебном году активизировала организацию внеклассной работы Пирогова Л.М.

 

Работа с родителями

 Работа с родителями велась согласно плану (п. VII Программы ВР).

Участие родителей в городских конкурсах

В городском проекте «Гимн будущему» в конкурсе «Родитель года»

  1. приняла участие мама ученицы 8А класса Воронкиной Аллы Быкова Людмила Николаевна.
  2. Получила специальный приз мама Котцовой Юлии (2А класс) Марьичева Елена Вениаминовна.

В 4 Пасхальном фестивале «Светлая весна» Марьичева Е.В.заняла 2 место в конкурсе «Пасхальное панно».

Родители Рябого Евгения (3Б класс) приняли участие в Открытых городских соревнованиях для учащихся начальных классов ОУ г. Архангельска «Мама, папа, я –олимпийская семья».


Проведено 2 общешкольных родительских собрания.

Основные вопросы:

  1. Охрана здоровья детей.
  2. Работа по профилактике ДДТП.
  3. Роль родителей в воспитании детей.
  4. Разъяснение федеральных, областных, городских законов по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений.

В течение года работал родительский комитет школы. Как недостаток отмечается то, что не было постоянного состава родителей на заседаниях родительского комитета.

В классах работали классные родительские комитеты, инициативные группы родителей.

Родители учащихся оказывали помощь детям в подготовке к конкурсам.

Социальный педагог вела индивидуальные беседы с родителями.

Администрация школы и Совет профилактики  вели индивидуальную работу с родителями.

Увеличение активности родителей в делах школы не наблюдается.

 

Диагностика

1.Продолжение диагностики

«Позитивное отношение к школе» в сравнении с прошлыми годами.

«Нравится ли тебе школа?» — «Да».  % высокий, наблюдается стабильность последних лет.

2004 — 88%

2005 – 97%

2006 – 97%

2007 – 98%

2008 – 97%

2009 – 97%

2010 – 97 %

«Нравится ли тебе твой класс?» — «Да».

% высокий, наблюдается стабильность последних лет.

2004 – 78%

2005 – 78%

2006 – 77%

2007 – 75%

2008 – 75%

2009 – 75%

2010 – 71%

В 2009-2010 году больше учеников среднего звена (по сравнению с прошлыми годами) говорят, что у них есть проблемы с одноклассниками.  Наблюдается понижение % учащихся, отметивших положительное отношение к одноклассникам во 2Б,4Б,5Б,6Б классах.

 

 

2.Диагностика «Эффективность воспитательных мероприятий».

Итоги в сравнении с прошлым годом (опрос 3-11 классов).

Школьное мероприятие…

1.Просто развлекает

48%

31%

12%

2. Показывает, что мы умеем делать

21%

34%

33%

3. Делает класс дружнее

12%

22%

26%

4. Показывает, что мы не хуже других

10%

7%

7%

5. Учит добру, хорошему отношению друг к другу

8%

5%

21%

6. Другие ответы

1%

1%

1%

Год

2008г.

2009г.

2010 г.

             В прошлом году в анализе работы отмечалось, что настораживает то, что почти много детей не чувствует воспитательной роли школьных мероприятий (№1). По данным этого года можно сделать вывод, что количество детей, понимающих воспитательную роль внеклассной работы, увеличилось, что является положительным результатом работы педагогов (№3, 5). Резко возрос процент учащихся, отметивших нравственные аспекты воспитательных мероприятий (№5).

 

Работа по эксперименту

В течение года велась по отдельному развёрнутому  плану, отчет о работе предоставлен Т.В. Зайцевой.

 

Выводы:

1.   Организацию ВР МОУ СОШ №9 в 2009-2010 учебном году считать удовлетворительной.

2.   Отметить качественную работу по патриотическому воспитанию.

3.  Считать ВР администрации, педагога-организатора и социального педагога удовлетворительной.

4.   Отметить хорошую работу классных руководителей с документами по ВР.

5.   Отметить отличную работу классных руководителей: Зиминой В.В., Галашевой И.М., Харитоновой Т.Ф., хорошую работу Васильевой Л.В., Кузнецовой Л.Л., Поташовой З.Е., Пироговой Л.М., Чендей С.Г.

 

Написать комментарий

Вы должны быть войти в систему чтобы оставить комментарий.

Наши координаты

  • "Средняя общеобразовательная школа № 9"
  • 163000, г. Архангельск,
  • пр. Ломоносова, 80
  • Тел: (8182) 28-78-21
  • Факс: (8182) 28-78-21
  • Эл. почта: info@arh9.ru

Информация о сайте

  • Создание и поддержка Савельев В. А.
  • © МОУ СОШ № 9, 2011. Все материалы данного сайта являются объектами авторского права. Запрещается копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя.



создан: DynamicWP |-rus-|
#